Тяговый Электродвигатель Поезда


Бабичков Л. М., Гурский П. А., Новиков Л. П. Доктора технических наук, профессора. Тяга поездов и тяговые расчеты. М., «Транспорт», 1971, стр. 280.
В книге изложены теория тяги поездов и методы тяговых расчетов применительно к тепловозной, электрической и паровой тягам, даны основы программирования с применением электронных машин в области тяги поездов, приведены примеры из современной практики тяговых расчетов.
Книга утверждена ГУУЗом МПС в качестве учебника для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта.
«Тяга поездов и тяговые расчеты» есть научная дисциплина, способствующая разрешению таких важнейших вопросов, как выбор типа локомотива и его основных параметров, расчет веса состава, времени хода поезда по перегонам и оптимальных режимов вождения поездов; расчет тормозов; определение расхода воды, топлива, электроэнергии; обоснование требований к вагонному и путевому хозяйству с точки зрения уменьшения сопротивления движению. Это далеко не полный перечень вопросов, комплекс которых и составляет содержание курса теории тяги поездов и его прикладной части — тяговых расчетов.
Решение всех этих вопросов в свою очередь служит основанием для составления графиков движения поездов и оборота локомотивов; определения пропускной и провозной способности; расчетов по размещению остановочных пунктов, тяговых подстанций, складов топлива, пунктов экипировки; размещению локомотивного парка и т. д.
Можно утверждать, что в течение всего времени деятельности железных дорог, начиная с момента их изыскания и проектирования, курс «Тяга поездов» играет не менее важную роль, чем, например, расчеты прочности при создании инженерных сооружений и различных машин, используемых на железнодорожном транспорте. По этой причине курс «Тяга поездов», являясь одним из основных разделов транспортной науки, входит в учебные планы железнодорожных вузов почти всех специальностей.
Основы этого курса заложены еще в конце прошлого века выдающимися железнодорожными деятелями Н. П. Петровым (1836—1920 гг.) и А. П. Бородиным (1848—1898 гг.), труды которых до сих пор не потеряли своего значения. Наибольшее развитие «Тяга поездов» получила в советское время. Отличительной особенностью ее является тесное взаимодействие теории с практикой, обобщение широкого эксплуатационного опыта железных дорог и опыта передовых машинистов, полностью освоивших ту сложную технику, которой непрерывно оснащается железнодорожный транспорт.
Оперативными средствами для решения указанных вопросов являются в теоретической части основные положения классической теоретической механики, а в экспериментальной — обобщение результатов специальных тягово-энергетических испытаний локомотивов, вагонов и опыта их эксплуатации.
Тяговым расчетам на железнодорожном транспорте СССР уделяется исключительное внимание. Методы тяговых расчетов, а также относящиеся к ним нормативы регламентируются специальными «Правилами тяговых расчетов для поездной работы» (ПТР), утверждаемыми Министерством путей сообщения. Эти Правила являются одним из важных документов, определяющих работу железнодорожного транспорта.
Источник: pomogala.ru