Конструкция Тягового Электродвигателя Постоянного Тока


Тяговые генераторы постоянного тока предназначены для пуска дизеля и получения ЭДС в режимах тяги тепловоза. Во время пуска дизеля тяговый генератор работает в режиме электродвигателя с последовательным возбуждением. В табл. 10.7 представлены основные типы генераторов постоянного тока, применяемых на тепловозах.
Особенности и разнообразие систем охлаждения тяговых генераторов вызваны большой мощностью генераторов и их расположением в кузове тепловоза, что ухудшает условия отвода теплоты. К системам охлаждения генераторов предъявляются следующие
Таблица 10.7
Тип тягового генератора |
Серия тепловоза |
Номинальная мощность, кВт |
Тип вентиляции |
Тип обмотки якоря |
Масса, кг |
МПТ84/39 |
ТЭМ1 |
700 |
Самовентиляция |
Петлевая |
4500 |
МПТ120/49 |
ТЭ10 |
2000 |
Лягушачья |
9200 |
|
ГП300Б |
ТЭМ2, ТЭМ2М |
780 |
5000 |
||
ГП311Б |
2ТЭ10М, ЗТЭЮМ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В |
Принудительная |
Петлевая, ступенчатая |
8900 |
|
ГП311В |
ТЭП60, 2ТЭП60 |
9000 |
|||
ГП312 |
М62, 2М62 |
1270 |
7400 |
Рис. 10.7. Тяговый генератор ГП311Б:
1 — щеткодержатель; 2 — поворотная траверса; 3 — уравнительные соединения; 4 — пусковая обмотка; 5— обмотка независимого возбуждения; 6 — станина; 7 — сердечник главного полюса; 8 — сердечник добавочного полюса; 9 — сердечник якоря; 10 — катушка добавочного полюса; // — обмотка якоря; 12 — воздухо-подводящий патрубок; 13 — корпус якоря; 14 — щитки; 15 — штифт для фиксации щита со станиной; 16 — вал; 17 — подшипник; 18— коллектор; 19 — щит подшипниковый; 20 — барабан; 21 — продольные ребра; 22 — шпильки
дополнительные требования: температура входящего в генератор воздуха должна максимально приближаться к температуре наружного воздуха; конструкция системы должна исключать попадание во всасывающее устройство нагретого воздуха, выбрасываемого вентилятором; устройство входных отверстий и воздуховодов не должно затруднять охлаждение самовентилируемых генераторов; попадание в генератор с вентилирующим воздухом капельных жидкостей (масла, дизельного топлива) из воздуха машинного помещения тепловоза должно быть исключено.
Источник: dieselloc.ru