Изобретатель Электродвигателя

Изобретение электродвигателя в России  Сентябрь 20, 2013 – 13:47

Борис Семёнович ЯкобиОсенью 1838 года прохожие, столпившиеся на набережной Невы, с интересом следили за странной лодкой. На лодке не было гребцов. Были, правда, гребные колеса, но отсутствовала труба, не слышался стук двигателя, не виднелись клубы дыма и пара — обычных спутников паровой машины.

Какая-то непонятная сила заставляла вращаться гребные колеса, и лодка с четырнадцатью пассажирами быстро шла против сильного течения.

Так сто семьдесят с лишним лет назад испытывалось первое в мире судно, приводимое в движение электричеством, — «дедушка» современных гигантских электроходов.

Лодку с электродвигателем, питаемым батареей гальванических эле-ментов, спроектировал академик Борис Семенович Якоби (1801 — 1874). Он же изобрёл в 1834 году электродвигатель, годный для практического применения. В этой работе Б. С. Якоби опирался на законы электричества, открытые знаменитыми физиками французом А. Ампером и англичанином М. Фарадеем, и, в частности, на закон электромагнитной индукции, открытый Фарадеем в 1831 году. Якоби воспользовался и результатами исследований в области электромагнетизма, проведенных им самим совместно с академиком Э. X. Ленцем.

Электродвигатель Б.С. ЯкобиМы по праву считаем Якоби пионером электроэнергетической техники: своим электроходом он практически использовал способность электрической энергии превращаться в механическую.

Электродвигатель Якоби открыл новую страницу в развитии техники. Пытаясь построить электродвигатель, многие конструкторы копировали в то время паровую машину. Так поступил, например, англичанин Пэдж, создавший свой двигатель в 1838 году, француз Бурбуз, построивший электродвигатель двумя годами позже. Эти изобретатели заставляли якоря своих машин двигаться под действием электромагнитов возвратно-поступательно (как движется поршень в цилиндре паровой машины): попеременно то в одну, то в другую сторону. Это движение якоря они передавали с помощью кривошипа валу.

Якоби пошёл другим путём. Решая вопрос об использовании электрической энергии, резко отличной от царившего тогда «его величества пара», Б. С. Якоби отбросил негодные в этом случае старые мерки, старые приёмы конструирования и предложил новую схему двигателя.

Источник: radiobank.ru